Архив

RSS

12.12.2018 | Погода в Сибири

Рейтинг@Mail.ru

Елена Гаффорова: Экономическое образование на Дальнем Востоке становится «употребимым»

Бизнес, PrimaMedia.ru, 14.06.2018 18:00:00, просмотров 57, нравится 0

Высшую школу страны — наряду с общей системой российского образования — ждут перемены: цель вхождения к 2024 году в пятерку лучших экономик мира, которую обозначил президент РФ в "майском" указе, на официальном уровне признана недостижимой без надежного "бэкграунда" в виде высококвалифицированных кадров, качественных технологических решений и актуальных исследований. Государственным вузам предстоит научится не просто изучать экономику и рынки, но и оперативно реагировать на их запросы, запуская новые программы обучения и опережающими темпами модернизируя существующие. О том, как этот процесс идет сегодня в Школе экономике и менеджмента ДВФУ, корр. ИА PrimaMedia побеседовал с директором ШЭМ Еленой Гаффоровой.

Предпринимательская миссия вуза

— Доклад "12 решений для нового образования", подготовленный экспертами Высшей школы экономики и Центра стратегических разработок, рекомендует вузам сделать упор на развитии инноваций, создании качественных исследований и знаний. Судя по тому, что идеи авторов доклада достаточно плотно интегрированы в указ президента РФ от 7 мая этого года, рекомендации экспертов стали государственными целями и задачами в образовании. Скажите, что-то новое или неожиданное вы узнали из доклада ВШЭ И ЦСР?

— Когда я этот документ прочитала, я, откровенно говоря, порадовалась за наш федеральный университет. Те идеи, что обозначены в докладе, то системное видение проблем и их решений, которые стали результатом исследований ВШЭ и ЦСР, уже лежат в основе развития ДВФУ по крайней мере 2-3 последних года.

Очевидно, что роль университетов, роль высшего образования сильно трансформируется. Об этом много пишут и в зарубежной литературе, в частности, когда речь идет об университетах третьего поколения. Когда наряду с классическими функциями — образовательной и исследовательской — у университетов появляется миссия более тесной интеграции с экономикой региона, страны в целом.

У университета появляется "предпринимательская функция", "предпринимательская миссия". Но, конечно же, не в том смысле, что вуз должен самостоятельно зарабатывать деньги, осуществлять предпринимательскую деятельность как хозсубъект. Университет должен добывать – а не просто транслировать — знания, необходимые для экономического развития.

И эти знания добываются при проведении исследований, они добываются при выполнении прикладных проектов. К сожалению, в разные годы по разным причинам — в том числе и ввиду недофинансирования — исследованиям уделялось не очень много внимания, и в этом смысле мы очень сильно начали отставать от мировых лидеров высшего образования, где исследования давно являются неотъемлемой частью университетской деятельности.

— Но ведь даже большому университету федерального значения непросто добывать нужные и актуальные для экономики, бизнеса знания в одиночку?

— Если говорить о нашей Школе экономики и менеджмента, то полагаясь исключительно на собственные силы, мы, естественно, не можем быстро получить результаты, интересные не только нам, но и международному сообществу. Поэтому мы приняли решение искать себе сильных партнеров — как в России, так и за рубежом — для того, чтобы стать частью исследовательских коллективов по интересным и актуальным направлениям исследований. Это вроде бы простое решение, кстати, достаточно непросто реализовать именно в экономических исследованиях, поскольку сегодня основные тренды научных исследований — в естественнонаучной и технологической областях. Поэтому мы должны становиться либо частью междисциплинарных коллективов, либо действительно находить те области экономики, в которых формируются сейчас некие научные тренды, теории.

У нас такие "трендовые" коллективы уже созданы, в частности, в области предпринимательства — как в очень интересной предметной области исследований. Мы создали научный коллектив совместно с Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, которая, в свою очередь, тесно интегрирована с зарубежными коллегами – исследователями в этой области. И это сотрудничество уже позволило наполнить наши образовательные программы по предпринимательству исследовательским контентом очень высокого уровня. Также у нас в ДВФУ есть межшкольный коллектив по изучению изменений климата в разных аспектах, по этой схеме мы реализуем еще ряд проектов.

— А как эта бесспорно интересная работа отражается собственно на обучении студентов?

— В тех же "12 решениях для нового образования" очень точно отмечено, что повышение качества образования во многом зависит от исследовательской деятельности преподавателей. В докладе отмечено, что в региональных университетах сегодня – и мы, к сожалению, не можем с этим не согласиться — многие преподаватели исследованиями не занимаются, и отсюда — упрощения в системе высшего образования. И для того, чтобы нам опережающими темпами выходить на общероссийский высокий уровень качества образования, необходимо, что называется, объединять ресурсы – с помощью тех же сетевых форм взаимодействия вузов...

Читать дальше...

Интересно

Честные новости

О системе

Партнеры

Обратная связь

Статистика

Участники

0