Архив

RSS

16.07.2019 | Погода в Сибири

Рейтинг@Mail.ru

К 125-летию дневников Николая Катанова "Очерки Урянхайской земли"

Наука, Тува-Онлайн, 06.11.2014 10:25:32, просмотров 270, нравится 0

К 125-летию Дневника путешествия, исполненного в 1889 году по поручению Императорской Академии Наук и Императорского русского географического общества «Очерки Урянхайской земли».

Николай Федорович Катанов (1862— 1922) — крупный российский языковед и этнограф, исследователь тюркских языков и народов, родился неподалеку от села Аскиза Минусинского уезда Енисейской губернии. В 1884 году закончил с золотой медалью гимназию в Красноярске, а затем — факультет восточных языков Петербургского университета по арабо-персидско-турецко-татарскому разряду со степенью кандидата (1889), получив (в частности, под руководством академика В. В. Радлова) специальную тюркологическую подготовку.

После окончания университетского курса Н.Ф. Катанов по рекомендации В.В. Радлова был командирован Императорским русским географическим обществом и Академией наук в Сибирь, Северную Монголию, Джунгарию и Китайский Туркестан для изучения быта и языков тюркских племен (1889–1893 гг.). Всемирно известный ученый-тюрколог конца XIX –начала XX века Николай Федорович Катанов посетил Туву в 1889 году с 13 марта по 30 августа, а уже 26 сентября в родном селе Аскизе он, переписав начисто дневниковые записи подготовил рукопись к печати.

Эта поездка была, пожалуй, самой плодотворной в его жизни, поскольку собранный материал лег в основу капитального труда «Опыт исследования урянхайского языка с указанием родственных отношений его к другим языкам тюркского корня» (Казань, 1903) — докторской диссертации, других трудов и данной, никогда ранее не публиковавшейся, книги. Рукопись ее хранится в архиве музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры).

Труд «Очерки Урянхайской земли» Николая Федоровича Катанова — его дневник, написанный в 1889 году и раскрывающий исследовательский дар великого ученого как замечательного этнографа и фольклориста. Он собрал чрезвычайно интересную информацию о жизни тувинцев конца XIX века, их духовной и материальной культуре, а также о русских переселенцах в Туве.

Основная часть «Очерков» — это этнографические материалы, значительную часть книги составляют тексты песен, сказок, загадок и шаманских текстов, записанных у информантов с сообщениями об их имени, возрасте, принадлежности к роду, в некоторых случаях указывал и конкретное место постоянного проживания своего собеседника. И третью часть книги, также крайне существенную, представляют рисунки.

В дневнике есть: этнографические материалы о традиционных жилищах тувинцев, одежде и головных уборах, посуде, о тувинских музыкальных инструментах, также правила игры в даалы (домино) и шыдыраа (шахматы), способы рыбной ловли, похоронный обряд, важная информация о покойниках.

Н. Ф. Катанов собрал значительный материал и о космогонии и демонологии тувинцев. Так, 30 июля он работал с 62-летним информатором по имени Кадай из рода Куулар, которая рассказала, что «небесный огонь (молния) происходит от дракона, небесного царя, который машет сильно своим хвостом. Сотрясение неба (гром) происходит тоже от него, именно от его крика. Он убивает только тот скот и того человека, души которых ему нужны на небе. Стрела дракона (т.е. фульгурит) похожа на человеческое сердце».

Н.Ф. Катанов отметил, что у тувинцев существует особое отношение к медведю. Заинтересовался автор также и формами традиционной клятвы тувинцев и жертвенниками — оваа, тем, как проводились обряды агылга. Например, ламаистский праздник — самый значительный в году, называемый «Майдырэргиир», в честь «круговращения Майтрейи» (тибетская форма произношения имени божества), проводился в Туве 15 июля. Весь этот день в 1889 году Н.Ф. Катанов провел на празднике и детально описал все увиденное. Основную часть праздника составляло торжественное шествие лам Чаданского хурээ и верующих вокруг монастыря. Описание этого шествия — самое скрупулезное из всех существующих материалов по Туве конца XIX — начала XX века.

Далее Н.Ф. Катанов упомянул, что было пиршество, а затем — соревнования: борьба и скачки на лошадях. На чертеже автор указал места расположения зрителей и борцов во время борьбы хуреш.

В «Очерках» есть фольклорные записи. Основную часть записанных автором фольклорных материалов составляют песни-частушки, однако им зафиксировано также множество загадок и сказок для взрослых. Рисунков в «Очерках Урянхайской земли» большое количество. Предметы домашнего обихода: цедило, ступки, ведра, мешки из кожи, а также музыкальные инструменты.

Н.Ф. Катанов скопировал рунические буквы на скале, не зная еще, что они значат и какому народу принадлежат, так как дешифровка руники была осуществлена только через четыре года после его путешествия. Большой интерес для этнографов и искусствоведов представляют также орнаменты на седлах, подробно прорисованные.

Рисунки Н.Ф.Катанова очень точные, графичные, профессиональные и чрезвычайно ценные для ученых, поскольку выполнены они почти с фотографической точностью. Обращает на себя внимание и другой аспект —...

Читать дальше...

Интересно

Честные новости

О системе

Партнеры

Обратная связь

Статистика

Участники

0