Архив

RSS

21.04.2019 | Погода в Сибири

Рейтинг@Mail.ru

Главная: Кто хранит память об Э. Денисове: интервью с вдовой мастера

Общество, Tomsk.ru, 15.04.2019 16:00:00, просмотров 15, нравится 0

"Я очень люблю Томск". С таких слов началась наша беседа с Екатериной Купровской-Денисовой, женой известного советского композитора Эдисона Денисова. Она рассказала о гонениях на ее мужа, советской цензуре, дружбе с Францией и даже предположила почему рэп стал таким популярным.

ВО ФРАНЦИИ МЫ ОКАЗАЛИСЬ СЛУЧАЙНО

Потому что Денисов попал в аварию в июле 1994 года, он был в очень тяжелом состоянии. Врачи дали мне понять, что если есть возможность перевезти его заграницу, то это сделать это нужно немедленно. Вопрос куда даже не вставал — это была Франция. У Денисова были давние и очень крепкие связи с этой страной. Нам удалось его увезти, и там его спасли, можно сказать воскресили, и там он прожил еще больше двух лет. Наша жизнь там наладилась, а дети, тогда еще маленькие, пошли во французскую школу. В общем, по разным причинам моя жизнь продолжилась во Франции. Но это был не сознательный выбор, так просто получилось.

Франция была совсем не враждебной для тех культурных и музыкальных кругов, в которых жил и общался Денисов. Наоборот, композиторы очень стремились друг к другу, очень интересовались творчеством других. Он вообще хотел знать все, что происходит и в России, и заграницей. Франция заинтересовалась Денисовым случайно, его партитура "Солнце инков" попала в руки Пьера Булеза, композитора и дирижера, одному из лидеров французского музыкального авангарда. Он организовал выступление сначала в Германии, потом в Париже, а затем и в Брюсселе. Таким образом, получилось, что Денисова узнали на западе сразу в трех странах практически в одно время.

Он имел возможность уехать из страны еще задолго до той ужасной аварии, но его просто перевезли, он даже был не в курсе, потому как находился в коме. Он пришел в сознание и очутился уже во Франции. Ни о побеге, ни о переезде он не думал, хотя переехать ему предлагали. Он по-настоящему был привязан как к стране, так и к людям: к коллегам, к консерватории. И даже когда мы уже осстались во Франции, то каждый день речь шла о том, что как только Денисов поправится, то мы вернемся. Он не представлял жизни без России.

ГОНЕНИЯ ВЛАСТЬЮ ШЛИ В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ

Первым звонком для государства стало исполнение "Солнца инков" в ноябре 1964 года. Это сочинение было записано в 12-тонной технике, которая пришла с Запада. Хотя позже стало ясно, что в СССР Николай Рославец тоже изобрел свою додекафонную технику, но он пришел к этому параллельно с новой венской школой. И эта техника письма, пришедшая с Запада, считалась буржуазной, и советский композитор не имел права писать музыку в буржуазной технике. Был большой скандал в 1964 году в Ленинградской филармонии, некоторых человек даже сняли с должности.

Следом, в 1966 году Денисов написал статью "Новая техника — это не мода". Она была опубликована в приложении к итальянскому журналу "Ринашита". И в ней Денисов описывал своих коллег: сделал целую панораму советской музыки, в том числе людей, которые не писали в той же технике, что и он. Он охарактеризовал разных композиторов и сказал, что если русский композитор использует разные техники, то делает он это не в угоду моде, а просто потому, что так хочет. Это веяния времени, мы не можем больше писать в духе Чайковского, ведь ничто не стоит на месте. И когда он написал эту статью, то на него ополчились за то, что он похвалил композиторов, не все из которых были соцреалистами. Его исключили из консерватории, из Союза композиторов, ругали на совете. Однако потом это все свели на нет, потому что студенты Денисова написали большую бумагу и пошли к ректору с требованием вернуть его, потому что ни у кого другого они учиться уже не будут.

Интересно, что люди, которые ополчились на него, заметили, что журнал "Ринашита" — это орган коммунистической партии, и то обвинение о публикации в буржуазной прессе было политически некорректным, ведь пресса-то родная, коммунистическая. Поэтому его тихо вернули и в Совет, и в консерваторию.

Его считали диссидентом, но целенаправленных движений против власти он никогда не делал. Творил так, как считал нужным, не подчиняясь тому, что диктовала культурная идеология. Денисов писал очень много на религиозные темы, и писал очень искренне, без всякого ерничества. Он был глубоко религиозным человеком, но всегда замалчивал эту тему, считал все это глубоко личным. Ему не хотелось рвать на себе рубашку и говорить о том, как он верит в Бога. Вся его музыка говорит о том, насколько он был религиозным. Но религиозность была не православной или католической, она была универсальной. Правильнее будет сказать, что это была духовность. Он в одинаковой степени уважал и те, и другие постулаты.

БЫТЬ КОМПОЗИТОРОМ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ — СЛОЖНО

Но не все художники и артисты выдерживали противостояние с государством, многие поддались на приманки системы, и тогда их просили играть произведения официальных композиторов. За это им открывались все двери: они давали концерты, делали записи, ездили заграницу. Мало людей, как Денисов, противостояли этому. Сам Эдисон говорил, что он хотел писать то, что он сам слышит, а не то, что ему диктовали сверху. Ведь были постулаты социал...

Читать дальше...

Интересно

Честные новости

О системе

Партнеры

Обратная связь

Статистика

Участники

1