Архив

RSS

22.11.2018 | Погода в Сибири

Рейтинг@Mail.ru

Мы перестали воспитывать наших детей

Общество, Чита.ru, 07.02.2015 18:53:00, просмотров 218, нравится 0

В России официально стартовал Год литературы. Той самой литературы, которая совсем недавно едва не оказалась на обочине школьного образования. Преподаватель-филолог, доцент кафедры литературы ЗабГУ, учитель литературы многопрофильного лицея ЗабГУ Елена Тарасова объясняет, как изменит нашу жизнь книга, если мы опять повернёмся к ней лицом.

– Что должен принести нам Год литературы в России?

– Я не претендую на истину в последней инстанции, но мой взгляд таков. Инициатива нашего президента обозначить 2015 год Годом литературы закономерна. Меня печалит только то, что эта мысль не пришла ему в голову раньше. Я вижу ситуацию не только как преподаватель вуза, но и как действующий школьный учитель, и понимаю, что, если ситуацию не изменить, причём срочно, мы рискуем вырастить поколение, неспособное мыслить и, что ещё печальнее, неспособное чётко разделять важнейшие нравственные категории: можно и нельзя, добро и зло, грех и добродетель. Есть истины, которые любой человек в любом столетии и при любой профессии должен знать. Эти абсолюты в традициях русского общества всегда несла школа, и русская педагогика всегда определялась двумя важнейшими задачами – обучать и воспитывать. А несколько десятилетий назад реформы нашего Министерства образования пересмотрели эту концепцию кардинально – вместо традиционных заповедей обучать и воспитывать учительству было предложено оказывать образовательные услуги. Чувствуете принципиальную разницу? Я воспитываю или я, как гувернантка, оказываю услуги. Образование встало в один ряд с коммунальными, ритуальными и другими услугами. Учитель, который формирует будущее нации, был низведён до уровня обслуживающего персонала.

Уже тогда педагогическая общественность заговорила о катастрофе, к которой ведут эти реформы. Нам обосновывали эту позицию экономически, нормативно, много говорили об интеграции в европейское образовательное пространство, о том, что нужно открыться миру. Говорилось много красивых, иногда даже умных вещей. Но сломав старую идеологию, мы вместе с водой выплеснули ребёнка. Мы перестали воспитывать наших детей, прилагая все силы к тому, чтобы они были грамотными технически, умели обращаться с компьютером, хорошо знали языки, особенно английский. Это всё правильно, но нельзя человека научить расщеплять ядро, не объяснив ему, куда можно направлять эту энергию, а куда нельзя. А это объясняется как раз на уроках гуманитарного цикла – история, культура, литература. Урок литературы – это урок, формирующий мировоззрение, нравственную систему. А ведь было время, когда литературу для старшеклассников предлагали сделать курсом по выбору – то есть вообще вычеркнуть. И это всерьёз обсуждалось, но, слава богу, было не принято. А если бы приняли?

Сознательно, целенаправленно и долго основы гуманитарного образования в школе, а значит, и в обществе, низводились и отвергались. В результате мы получили то, что получили – поколение, которое не видит ценности книги, не любит читать, не знает собственных корней, не имеет чётких нравственных ориентиров. А когда это поколение вошло в активную взрослую жизнь, оно стало определять состояние общества. И наверное, тогда стало понятно, почему у нас растёт уровень детской преступности, сиротство, почему у нас молодые родители не считают нужным воспитывать своих детей. Стало можно топтаться на историческом прошлом. Происходящее сегодня на Украине – очень яркий пример того, куда можно было прийти, если бы мы вовремя не остановились и не сказали себе, что есть ценности, которые нельзя пересматривать и которые никогда не устаревают. И вот эти ценности зафиксированы классической литературой. Она потому и классика, что она не может устареть, не может быть модной или немодной, нужной или ненужной. Обществу, которое стремится быть здоровым, она нужна всегда. Поэтому мне кажется, что инициатива президента – это призыв к обществу вспомнить о неких основах, которые утрачивать нельзя, вернуться к главной функции человека – быть человеком. Честным, порядочным, добрым, гражданином своего Отечества, потому что гражданственность – это тоже важнейшая составляющая нравственности. Без литературы всего этого не воспитать. Этот год должен вылиться не просто в серию мероприятий, программ и проектов, но и в перемены, которые должны произойти в головах и душах наших современников, в смену общественного сознания.

– Каких практических изменений от Года литературы ждут учителя?

– У всякой замечательной инициативы есть такая нехорошая форма реализации, она в русском языке называется «кампанейщина». Объявили кампанию «а давайте!» и поехали на волне. Всякая кампания очень краткосрочна. Например, была попытка составить список из 100 текстов, которые должны были стать каноническим набором литературных произведений для каждого. Мне всегда это казалось странным. Я не понимаю, откуда взялась цифра 100. Почему 100, а не 97 или 113. Я не понимаю, почему он должен быть универсальным. Мы абсолютно разные, и то, что тронет меня, формируя важнейшие качества моей личности, возможно, совсем не тронет вас, и это правильно. Для вас будет свой, другой список, в котором 100, 200, 500 или всего 14 к...

Читать дальше...

Интересно

Честные новости

О системе

Партнеры

Обратная связь

Статистика

Участники

0