Архив

RSS

23.09.2018 | Погода в Сибири

Рейтинг@Mail.ru

«Strana.ru» встретила Сагаалган и ответила, почему «бурятом быть выгодно»

Экономика, Байкал Daily, 11.02.2014 10:00:23, просмотров 201, нравится 0

Статья «Почему быть бурятом — выгодно?» появилась на портале «Strana.ru». Автор встречал Новый год по лунному календарю в Москве и Санкт-Петербурге

«Во время праздника Сагаалган, не покидая Москвы или Санкт-Петербурга, любой желающий может стать участником встречи Нового года по лунному календарю, увидеть выступление артистов Бурятского цирка, получить астрологический прогноз, запустить «коней ветра» и сжечь в костре отрицательную карму.

В переполненном концертном зале Академии наук московские буряты встречают Новый год по лунному календарю. На экране, висящем над сценой, горит надпись: «Сагаалганаар, Сагаан Нараар!» — поздравление с праздником Белого месяца. Как и в прежние времена, так и сейчас бурятский Новый год длится не день и не два, а целых четыре недели. Традиция уходить в отпуск на такой длительный срок тянется с тех времён, когда буряты кочевали по степи. Чтобы навестить близких и обменяться подарками, нужно было преодолеть огромные расстояния, разделявшие стойбища. На это уходил весь новогодний месяц.

Год Синей Деревянной Лошади неожиданно открывает Иосиф Кобзон. Исполнив «Надежду» и «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», народный артист затягивает «Тоонто нютаг» — едва ли не самую популярную бурятскую песню. «Аляа хухын дуун урин дууда!» — выводит Иосиф Давыдович знакомым всей России лирическим баритоном. «Аяр холохо ерэб шамда!» — дружно подхватывают зрители.

На экране сменяются изображения красот Бурятии: закат в Баргузинском заповеднике чередуется с видом скал мыса Бурхан и панорамой Хоринской степи. На сцену выходят оперные певцы и танцевальные коллективы. Артисты Бурятского республиканского цирка исполняют головокружительные номера. Акробаты в национальной одежде взлетают с подкидной доски под потолок, без всякой страховки скользят вверх и вниз по натянутым лентам, прыгают через длиннющие скакалки. Выворачивая тело, руки и ноги самым неимоверным образом, «каучуковые» девушки выстраивают сложнейшие пирамиды, не забывая при этом очаровательно улыбаться.

Антракт — возможность пообщаться в фойе с друзьями, приобрести национальный сувенир, осмотреть выставку «Волшебный мир Байкала» и съесть порцию буузов — бурятских пельменей на пару. На столиках и лотках лежат тибетские украшения, записи музыки поющих чаш, расшитые бисером футляры для мобильников, альбомы всемирно известного бурятского художника Зорикто Доржиева. Нарасхват идут колоды из 54 карт с изображениями представителей основных бурятских родов. Карты воспроизведены по историческим и художественным образцам, напечатаны на особой восьмислойной бумаге и, по словам продавца, «не мнутся, не рвутся и не тонут в воде». Их можно использовать как для игры, так и для гадания.

Даже самые современные и продвинутые буряты гадают на картах, верят в приметы и символы, прислушиваются к прогнозам астрологов. Главный вопрос, волнующий всех: что принесёт наступивший год Синей Деревянной Лошади? Прорицатели дают следующую трактовку. Синий цвет отождествляется с душевным равновесием. Дерево является символом благополучия. Лошадь — трудолюбивое существо и верный спутник человека. Следовательно, год будет спокойный, счастливый и удачный для тех, кто работает в поте лица, производит что-то своими руками. А тем, кто любит наживаться за чужой счет, в этом году не повезет, и ничего у них не получится.

Двухэтажный кирпичный дом в районе Преображенки. Прямоугольная комната с окном во всю стену, напоминающая дачную веранду. Едковатый дымок благовоний, звон колокольчика, настенный календарь с изображением длиннобородого старца. На трёх столиках разложены сладости — увенчанные конфетами стопочки печенья, половинки зефира, разноцветный мармелад, корзиночки с кремом. Среди кондитерских изделий мелькают огоньки горящих свечей.

Шаманский центр «Кузнечный молот» готовится к проводам года Водяной Змеи и встрече года Деревянной Синей Лошади. Трое мужчин облачаются в шелковые халаты с вышивкой, натягивают шапки со свисающими веревочками. Достают посохи с набалдашниками в виде лошадиных голов и бубны, обтянутые оленьей кожей. Усаживаются перед столиками, разливают по плошкам молоко и водку, начинают камлать — ритмично бить в бубны и декламировать слова, понятные лишь посвященным. С каждой минутой темп возрастает, становится похожим на топот конских копыт. Немногочисленные гости, полузакрыв глаза, раскачиваются в такт ударам.

Сладости — обязательный элемент новогоднего шаманского ритуала — играют роль жертвоприношения. А водку можно сравнить с телефонным проводом, натянутым между духами и земными существами. Когда-то буряты перегоняли молочную водку-арзу из лошадиного кумыса, и этот спиртной напиток очень нравился невидимым хозяевам степей и озер. С упадком кочевого образа жизни даже в Бурятии арза стала дефицитом. Сейчас вместо неё в обрядах используется обычная водка — «Кедровая», «Хаски», «Журавли». Учёные утверждают, что водка — субстанция легко структурируемая. Она хорошо усваивает слова, которые наговаривает шаман, и при разбрызгивании наилучшим образом передает информаци...

Читать дальше...

Интересно

Честные новости

О системе

Партнеры

Обратная связь

Статистика

Участники

0