Архив

RSS

25.06.2021 | Погода в Сибири

Рейтинг@Mail.ru

В Бурятии есть уникальный ансамбль, где все настоящее

Общество, Информ-полис, 21.12.2013 10:00:00, просмотров 338, нравится 0

В прошлый раз экспедиция «Информ Полиса» посетила Заиграевский район Бурятии. Стоянка древнего охотника на шерстистого носорога на Каменке и таинственная Шаман-гора произвели неизгладимое впечатление на журналистов. Однако рассказ оказался бы неполным без упоминания местного народного чуда

Встреча

Машина подкатывает к темным покосившимся воротам. Старый дом с недавно покрашенными ставнями находится недалеко от центра поселка Новая Брянь. На коньке дома еле различима надпись «1891 год». Это дата строительства. 122 года назад здесь поселился первый владелец. С тех пор дом этот не претерпевал каких-либо глобальных изменений, лишь чуть покосился. Неохватные бревна, из которых сложены стены, стали темно-серыми, почти черными.

- Здесь очень давно никто не жил, - объясняет экскурсовод Елена. – Только совсем недавно мы решили сделать музей, так сказать, воссоздать быт и уклад тех лет.

Неожиданно за воротами раздаются звонкие голоса, которые сливаются в красивое песенное приветствие. Створка темных ворот распахивается, и  оттуда веселым разноцветным хороводом вываливаются бабушки. В пестрых домотканых одеждах они поют старые песни для гостей, зазывая вновь прибывших в дом. Одна из них держит рушник с испеченным караваем и солью.

Дом встречает горницей, в ней  на лавках лежат предметы быта начала XX века. Пока их немного, но в будущем планируют собрать настоящую музейную коллекцию. Здесь же любой желающий может подержать в руках огромную дубинообразную берцовую кость. Ее нашли археологи на раскопках стоянки древнего охотника. Говорят, она принадлежит детенышу шерстистого носорога. Однако самым интересным экспонатом старого дома является огромная глинобитная печь.

- Она с легкостью вмещает в себя взрослого мужчину, - рассказала одна из идейных вдохновительниц этого дома-музея Елена Емельянова.

Печь, если ее топить “на холодную”, прогревается за три дня. Зато тепло в доме будет храниться довольно долго - где-то с неделю. Топится такая печка исключительно чурками, полешки для обычных печек сгорают в ней как спички.

Здесь же над входом, согласно всем традициям, расположены полати. На них удобно спать холодными зимними вечерами. Но главной изюминкой нашего краеведческого маршрута стал отнюдь не старый дом с его огромной печкой, сохранивший загадочное дыхание старины, а четыре бабушки, приютившие путников на исходе трудного дня.

Все они оказались необыкновенно талантливыми исполнительницами старосемейских песен. Бабушки вот уже на протяжении 50 лет входят в состав новобрянского музыкального ансамбля «Долюшка».  Они радуют местную публику и заезжих туристов задорными, а порою тоскливо-щемящими многоголосыми композициями с легко узнаваемыми интонациями народных песен.

- Познакомьтесь. Это Евдокия Ивановна Зубакина, самая властная и справедливая среди бабушек, - представляет колоритных местных жительниц Елена. - Это неунывающая и самая громкоголосая певунья Мария Петровна Чмелева. Это одна из уважаемых местных Нина Изотовна Паук. А это самая добрая и «душевная» Мария Амплеевна Григорьева.

Костюмы

Самобытности ансамблю добавляют семейские костюмы, в которых выступают бабули. И это отнюдь не специально сшитые сценические наряды, а самая настоящая праздничная одежда, хранившаяся в комодах еще с XIX века.

 - Это сарафаны, запана, они сохранены от наших прабабушек, - показывает на верхний слой одежды Евдокия Зубакина. -  Правда, рубахи у нас вышли из строя, сотлели, мы новые сшили, а вот сарафаны сохранились. На голове у нас платки из атласа. Их если развернешь, они все в дырочках, им тоже лет по двести. Завяжем, и дырочек не видно. Под платком у нас кичка, там есть бугорочек, и на эту кичку мы закручиваем платок.

Костюмы, по словам бабушек, были праздничными, их предки доставали сарафаны только в исключительные дни. И за пару сотен лет их ни разу не стирали.

- А раньше разве много праздников было? - добавляет сильным зычным голосом Мария Чмелева. - Наденут на гулянку, потом похлопают, посушат и в сундук сложат.

Отдельного упоминания стоят украшения, которые множественными рядами обвивают шеи каждой из бабушек.

- Бусы самые-самые престаринные, янтарные. Бусы от матери достались, а ей уже сто лет. И матери тоже они достались от бабушки и так далее. Так что им вполне может и по двести дет. Вы представляете, это необработанный янтарь, просто сточенный, нешлифованный, - с гордостью рассказывает о своих украшениях Нина Паук.

Песни

Репертуар же очень разнообразный, традиционные семейские песни могут доходить до 10 куплетов, а в некоторых из них настолько своеобразный напев, что трудно понять слова. Часть песен бабушки сочинили сами.  

С недавнего времени ансамбль получил второе дыхание, когда аккомпанировать на баяне бабушкам стал местный самородок Андрей Казанков. Ему немного  за двадцать, светловолосый и голубоглазый парень, на первый взгляд обычный местный житель. Но стоит Андрею взяться за баян и заиграть, как он сразу перевоплощается. Вот он перекличкой с бабушками поет хулиганские народные частушки, и у вас п...

Читать дальше...

О системе

Партнеры

Обратная связь

Статистика

Участники

0